Этапы и основные результаты деятельности

Первый этап деятельности МЦДО (1995-1997 гг.):

    Весной 1995 г. директор МЦДО В. И. Овсянников принял участие в составе рабочей группы в разработке проекта «Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования в России», которая была принята на Коллегии Госкомвуза 31 мая 1995 г. (текст Концепции смотри на сайте www.informika.ru; www.openet.ru – в разделе «Документы ДО»).

     Ряд принципиальных вопросов Концепции уже в то время вызвал дискуссию между участниками рабочей группы. В числе таких вопросов можно назвать определение статуса ДО, как технологии или формы обучения; постановка вопроса о создании «единой» системы ДО в России; целесообразность создания Федерального центра ДО и Российского университета дистанционного образования, соотношение заочного и дистанционного образования и др.

       Позиция Минобразования РФ на первых этапах становления ДО, можно сказать, отразила в себе его в целом противоречивый характер.

    Значительный интерес в этом вопросе представляют документы Минобразования РФ по организации ДО, вокруг которых фактически и разворачивалась деятельность Министерства. Легко увидеть за строкой документа основные направления, а также характерные особенности деятельности Минобразования РФ по этим направлениям.

    Вызывает сожаление, что ряд достойных внимания предложений Минобразования РФ по разным причинам не были реализованы на практике. Канули в Лету проекты Федеральной программы ДО, не был создан Российский государственный университет дистанционного образования, ряд приказов оказался нежизнеспособным и, со временем, они отменялись, да и сама Концепция ДО так и осталась декларацией, выражавшей благие пожелания ее авторов. В 1996 г. в г. Обнинске состоялась большая научно-практическая конференция, на которой были избраны Координационный Совет Минобразования РФ по дистанционному образованию и Совет экспертов. Ректор МГОПУ Ю.Г.Круглов был избран в Координацион ный Совет, В.И.Овсянников – членом Экспертного Совета.

    Это было время борьбы лидеров в ДО за первенство в решении организационных вопросов по созданию системы ДО и органов управления ею, поэтому созданные Советы не смогли проявить себя должным образом и неоднократно реорганизовывались. Уже в то время значительных результатов добились МЭСИ, СГУ, МИМ «ЛИНК».

   В 1995-1997 гг. в соответствии с основными задачами МЦДО было исследовано состояние высшего заочного педагогического образования и проанализировано, как оно соотносится с теорией и практикой ДО в мире, а так же оценены перспективы применения зарубежных моделей ДО в отечественной системе образования. Основное внимание Центра уделялось непопулярному в то время формированию дидактики обучения на расстоянии. Основные результаты исследования были доложены

директором МЦДО В. И. Овсянниковым (опубликованы в журнале «Педагогика» статьи: «Образование без отрыва от производства: опыт организации» (1995, № 2); «Дистанционное образование в России: миф или реальная перспектива?» (1996. №3); 
 ректор университета Ю. Г. Круглов осенью 1996 г. сделал доклад на заседании Отделения профессионального образования Президиума РАО «Высшее заочное педагогическое образование в России: состояние и перспективы», в котором изложена позиция МЦДО в области дистанционного образования;
 проректор университета В. Н. Лазарев защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук и опубликовал монографию «Высшее заочное педагогическое образование: состояние, проблемы, перспективы»; М., 1996
  В 1995/96 годах и последующие годы развернулась дискуссия о заочном и дистанционном  образовании.

  Обозначилось полное не восприятие заочной формы обучения, как архаичной и неэффективной. Мы же всегда считали, что критика может быть направлена на архаизмы в практической деятельности преподавателей и недобросовестность определенной части студентов. ЗО, как форма образования является одной из форм ДО, требующая модернизации и обновления (подробнее см. Педагогика № 3, 1996). В концепции ДО записано, что ДО не антогонично заочному обучению и другим формам образования, легко интегрируется с ними. Однако время показало, что такого заявления не достаточно для полного понимания их взаимодействия.

   В конце 1995 г. начата разработка модели учебников нового поколения по организации самостоятельной работы студентов для педвузов РФ. Была выработана концепция создания Комплектов дистанционного обучения (подробно об этом см. Начальный курс дидактики дистанционного образования. М., 2006. Модуль 7. глава 7.5., с. 307-315) и развернута работа по написанию учебников по психологии, политологии, отечественной истории для всех специальностей педагогических вузов и колледжей;

   Попутно заметим, что первый учебник для ДО был издан в 1995 г. коллективом авторов (под ред. В.И.Овсянникова) «Новая история стран Азии (второй период) –. М. Социально-политический журнал, 1995.

   В 1996-1997 годах было проведено 3 Всероссийских конкурса преподавателей педвузов на лучшие научные и учебно-методические работы для студентов, обучающихся заочно (дистанционно).

   В 1997 г. по заказу Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании и подготовлен научно-аналитический доклад для Генеральной конференции ЮНЕСКО (ноябрь 1997г.) «Состояние и развитие дистанционного образования в мире» // Научный редактор В.И.Овсянников. М.: «Кентавр», 1997.

   В основу доклада положен Научно-аналитический обзор «Заочное обучение в зарубежных странах: концепции, практика, перспективы» / М.: ИНИОН АН СССР, 1990. Автор обзора Галаган А.И. // Отв. ред. Овсянников В.И. Обзор подготовлен по заказу УМО по заочному педагогическому образованию. В обзоре ИИТО впервые вслед за Обзором Галагана-Овсянникова в отечественной науке были  проанализированы актуальные проблемы ДО в России и за рубежом. В их числе зарубежные концепции ДО, теория и практика, ДО в России, структура ДО. В наиболее общем виде был поставлен вопрос о создании перспективной интегрированной модели развития ДО в России и его социальной значимости.

   18 декабря 1997 г. был подписан договор о сотрудничестве МГОПУ с Открытым университетом Израиля. МЦДО стал рабочим органом такого сотрудничества.

    Договор предусматривал совместные:

 разработку учебных программ;
 выпуск учебных материалов; 
 выработку технологий дистанционного обучения; 
 деятельность, содействующую расширению и углублению научных и культурных контактов между Россией и Израилем; 
 подготовку совместных конференций и семинаров.
     В результате обмена мнениями между учеными МГОПУ и ОУИ, состоявшимися на семинарах в Москве и Тель-Авиве, выяснилось, что стороны в целом одинаково понимают социальную значимость ДО, его статус и основные направления развития. В том числе, они высоко оценили роль специальных печатных учебных пособий для системы ДО (УМК, «кейс-технологии») и применение электронных форм, методов и средств, как дополнительных атрибутов обучения.

     В последующие годы специалисты ОУИ приняли участие в написании по плану МЦДО обобщающей монографии «Начальный курс дидактики ДО», доктор С. Гури-Розенблит с В.И. Овсянниковым опубликовали учебное пособие «Технологизация дистанционного образования». Руководитель «Русского проекта» ОУИ В. Либин подготовила и защитила в Совете МГОПУ кандидатскую диссертацию «Теория и практика дистанционного образования (на примере Открытого университета Израиля)».

 Установившееся взаимопонимание способствовало принятию решения о совместном создании учебного Интернет-центра в Москве, возможностями которого могли бы пользоваться как студенты ОУИ, проживающие в Москве, так и преподаватели и студенты МГОПУ.

  В ноябре 1998 г. двусторонний договор МГОПУ с ОУИ был расширен подписанием трехстороннего Меморандума о сотрудничестве МГОПУ, Открытого университета Израиля и Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании.

    Стороны договорились о проведении прикладных и теоретических исследований, разработке практических материалов в области дистанционного образования, которые будут способствовать его продвижению в приоритетных для ЮНЕСКО регионах мира, дальнейшему развитию концептуальных основ образовательного процесса, основанного на современных информационных технологиях.

    Основные направления сотрудничества рассматривались сторонами, как единая программа первоочередных мероприятий по выработке оптимальной многовариантной интегрированной модели дистанционного образования. Они включают анализ теоретических основ ДО и практики университетов, предоставляющих образование по дистанционным формам.

    Уже к концу 1999 г. сотрудничество привело к определенным результатам, чему способствовали регулярные контакты руководства и сотрудников института и университетов, в том числе серия work shop, проведенных в Тель-Авиве и Москве, на которых обсуждался широкий круг вопросов, связанных с концептуальными основами ДО, практической деятельностью открытых и дистанционных университетов.

      В 2005 г. договор между МГОПУ и ОУИ был продлен, а рамки их сотрудничества расширены принятием решения о совместном обучении студентов на базе МГОПУ на русском языке по программам бакалавриата ОУИ.

    Еще в договоре 1997 г. предусматривалась возможность включения в учебные планы МГОПУ курсов ОУИ на русском языке. Руководил бакалавриатом С.И.Августевич. Совместная деятельность МГГУ (бывший МГОПУ) и ОУИ по подготовке бакалавров социально-гуманитарных дисциплин был задуман, как образовательный франчайзинг:

открытый Университет Израиля утверждает, начиная с 2006 учебного года, учебную программу на русском языке для подготовки бакалавров (В.А.) по социально-гуманитарным и общественным наукам;
 Московский государственный гуманитарный университет предлагает данную программу своим студентам и всем желающим обучаться по программе ОУИ; 
 организация обучения предполагает разделение ответственности между ОУИ и МГГУ: ОУИ берет на себя ответственность за академическую часть, МГГУ – за организационную часть.
      Новый этап деятельности МЦДО связан с подготовкой и проведением 14-17 февраля 1999 г. научной конференции «Состояние и перспективы развития дистанционного обучения в системе педагогического образования» Конференция положила начало активным исследованиям по созданию дидактической модели ДО и психологическому обоснованию применения современных форм, методов и средств обучения.

     В работе конференции приняло участие 36 человек. Из немосковских вузов — Волгоград, Ярославль, Брянск, Воронеж, Астрахань, Коломна, Саратов, Мурманск, Ростов-на-Дону; представители зарубежных вузов — Открытый университет Израиля, Южно-Украинский педагогический университет, Балтийский Русский институт (Латвия); директор ИИТО ЮНЕСКО В.Г.Кинелев и другие сотрудники Института. Участники конференции – высококвалифицированные специалисты педагогических вузов с большим опытом организации образования на расстоянии без отрыва от основной деятельности — ректоры, проректоры, заведующие кафедрами, преподаватели непедагогических вузов, сотрудники Центров информатизации образования, главный редактор журнала «Alma mater» О.В.Долженко.

    В докладах и выступлениях прозвучали новые идеи как по постановке проблемы ДО, так и о путях его практического развития в системе педагогического образования в России. Значительное внимание привлекли доклады Кинелева В.Г., Меськова В.С., Попова В.В., Вержбицкого В.В., Долженко О.В., Овсянникова В.И. (основной доклад), Щенникова С.А.; выступления Августевича С.И., Андреева А.А., Буки С.А., Орищенко В.Г., Данильчука В.И., Московского С.Б., Гольцовой М.Г., Ишина В.В. , Утенкова В.М.
и др.

     С основным докладом выступил Овсянников В.И. Большую заинтересованность
участники конференции проявили к обсуждению вопросов, поднятых в докладе: о соотношении понятий «заочное» и «дистанционное» образование, место педагогического образования в единой системе ДО в России; при обсуждении научных основ ДО участники особо отмечали важность психолого-педагогического аспекта обоснования форм, методов и средств ДО. В ряде докладов и выступлений были доложены практические результаты отдельных учреждений, назывались проблемы в складывании системы ДО, которые позволяют уточнить основные направления в его развитии.

    Участники конференции пришли к соглашению о необходимости:

 Рассматривать существующее заочное педагогическое образование в России в качестве одной из форм дистанционного образования. Отказаться от противопоставления заочного и дистанционного образования, принимая в качестве перспективной задачи эволюционный характер внедрения современных технологий и методов в существующую систему обучения на расстоянии без отрыва от основной деятельности. 
 Считать необходимым создание нормативной базы дистанционного образования и принять меры по разработке перспективной, отличной от существующих форм образования, модели дистанционного образования (модели XXI века), наиболее полно реализующей идею креативной педагогики. 
 Обратить внимание на необходимость разработки дидактических основ электронного обучения, а также на важность системы подготовки и переподготовки кадров для осуществления дистанционного образования. 
 Провести исследования психолого-педагогических и социальных аспектов дистанционного образования, как научных основ его функционирования.
   2000-2002 г. МЦДО предпринял очередные шаги по развитию инициативы конференции 1999 г. о проведении широких исследований по психолого-педагогическим аспектам ДО.

  Стартовым мероприятием стал «круглый стол» по теме «Психолого-педагогические особенности дистанционного образования» (МГОПУ, 30 ноября 2000 г.). В его работе приняло участие более 20 человек – преподавателей МГОПУ, специалистов организаций, поддерживающих идеи «круглого стола».

    Целью «круглого стола» было:

 выявить состояние исследований психолого-педагогических основ и особенностей дистанционной подготовки кадров без отрыва от основной деятельности, в том числе в ее различных формах — модель Британского открытого университета, теле- и радиообучение, российская модель заочного образования и др.; 
 установить основные дидактические принципы ДО как составной части педагогической системы и возможность их научного обоснования с точки зрения психологии обучения.
     В работе «круглого стола» приняли участие ведущие ученые в области ДО, в их выступлениях и развернувшейся дискуссии идея конференции 1999 г. о необходимости глубоких исследований психолого-педагогических основ ДО получила дальнейшее развитие и научное обоснование.

     Открыл заседание ректор МГОПУ им. М.А.Шолохова академик РАО Ю.Г.Круглов Он подчеркнул, что дальнейшее совершенствование дистанционного образования, как особой формы образования в значительной мере зависит от выявления особенностей его дидактики и психологических аспектов процесса обучения. Поэтому, сказал Ю.Г.Круглов, МГОПУ готов взять на себя инициативу привлечь к этой проблеме специалистов и объединить их усилия в решении стоящих задач. Докладчик кратко рассказал о деятельности МГОПУ и его Межвузовского центра дистанционного образования в избранном направлении.

  С основным докладом «От «обучения по переписке» к открытому образовательному пространству» выступил директор Межвузовского центра дистанционного образования на базе МГОПУ В.И.Овсянников. (Подробно об этом см. Овсянников В., Утенков В. Образование без отрыва от основной деятельности: право на существование // Alma mater (Вестник высшей школы). 1998. №5.)

  Важные вопросы дидактики дистанционного обучения были поставлены в выступлениях академика РАО В.М.Манушина, чл.-корр. РАО В.М.Монахова, д.пед.н. А.А.Андреева, д.филос.н. О.В.Долженко, д.пед.н. Е.С.Полат, д.техн.н. В.В.Попова, к.техн.н. С.А.Щенникова. Выступившие признали, что особенности дистанционного обучения возможно выявить при условии построения конкретной модели этой формы получения образования, которая не только основывалась бы на образовательные и электронные новации, но и учитывала бы лучшие оправдавшие себя временем дидактические традиции.

     Академик-секретарь Отделения высшего образования РАО Э.А.Манушин отметил фактическую не разработанность дидактики ДО и психологических аспектов его обучения. Он особо отметил: «Если по дидактике ДО и проводят какие-то отдельные исследования, то психологические особенности обучения в системе ДО остаются вообще не вскрытыми, поэтому инициатива МГОПУ и МЦДО является весьма актуальной».

     Заседание было продолжено выступлениями психологов. С особым вниманием участники встретили выступления чл.-корр. РАО А.А.Вербицкого, старшего научного сотрудника Института проблем информатизации РАН Н.Н.Гордона, профессора Академии управления при Президенте РФ Н.И.Конюхова, д.псих.н., профессора Л.К.Шиян (МГОПУ). Они обратили внимание на то обстоятельство, что различные формы получения образования имеют свои уровни, на которых обучение эффективно и уровни, на которых оно ослабевает. Это обстоятельство, по мнению выступавших, важно учитывать при исследовании проблем восприятия учебного материала и его усвоения обучающимися при организации учебного процесса на основе современных технологий. «Круглый стол» содействовал плодотворному обмену информацией между специалистами по теме. (Подробно об этом см. «Дистанционное образование в России: постановка проблемы и опыт организации» М.; РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2001. – 185 с. )

 Первым практическим результатом «круглого стола» стала публикация методических рекомендаций С.А.Анисимова, А.А.Деркача, Н.И. Конюхова, Э.А. Манушина «Психология восприятия учебного материала и использование психологических характеристик пользователей в системе дистанционного образования в высшей школе» (М.: МГОПУ, 2001).

  МЦДО совместно с кафедрой социологии и политологии провело ряд социологических исследований:

    В 1996-1997 гг. проведено исследование по теме «Проблемы эффективности заочного (дистанционного) образования».

    Обследовано выборочно 24 педагогических вуза России, 2330 студентов и 665 преподавателей. Аналитическая записка направлена в Минобразования РФ. Результаты доложены на Ученом Совете университета и обсуждены на заседаниях Советов факультетов (Подробно об этом см. справку в Ежегоднике «Педагогическое образование без отрыва от основной деятельности. 2000, № 8).

В 1998 г. – «Бюджет свободного времени студентов-заочников на их самостоятельную работу». Исследование проведено в рамках МГОПУ, аналитическая справка по его основным результатам доложена Ученому Совету университета (см. В.И.Овсянников и др. «Вопросы организации обучения без отрыва от основной деятельности (дистанционного образования)». М. 1998). 
 В 2002 г. — проведен выборочный опрос 60 ректоров о потребностях вузов в подготовке кадров для работы в системе ДО. Основные вопросы опроса ректоров вузов были связаны с готовностью вузов приступить к организации ДО. Прежде всего, интересовала проблема наличия в них квалифицированных кадров, способных работать по технологиям, применяемым при ДО. По результатам обследования подготовлена аналитическая справка, которая доложена на заседании «круглого стола» в МГОПУ 30 ноября 2000 г. Опрос показал, что вузы испытывают потребность в подготовке специалистов ДО, особенно в части его нормативно-правового и учебно-методического обеспечения. 
 В январе – феврале 2004 года сотрудниками Центра совместно с Московским государственным университетом экономики, статистики и информатики (МЭСИ) было проведено социологическое исследование по теме «Социально-психологические особенности открытого дистанционного обучения (ОДО)».
 В 2006-2007 учебном году сотрудниками центра совместно с Современной гуманитарной академией было проведено психологическое обследование «Усвоение знаний и особенности интеллектуального и личностного развития студентов при дистанционном образовании». Всего было обследовано 149 студентов юридического факультета (69 студентов МГОПУ и 80 студентов СГА). 
В 2007 году сотрудниками Центра начата работа над научно-аналитическим обзором исследований по психологии дистанционного образования с применением информационных и коммуникационных технологий.
     В 1999 г. завершен первый цикл работ по подготовке учебников для ДО:

    Увидели свет учебники: «Отечественная история» под редакцией Г.Д.Комкова и В.М.Борисова; «Психология человека» — авторы Т.А.Ратанова и И.А.Домашенко; «Возрастная и педагогическая психология» — авторы М.В.Гомезо и Л.М.Орлова; учебник «Политология» под редакцией В.М.Утенкова.

В 2000 г. увидели свет учебники:

 Социальная психология (отв. ред. Ратанова Т.А.);
 История мировой и отечественной культуры (отв. ред. Борисов В.М., Михеева Л.Н.).
   Дальнейшая работа над учебниками была приостановлена из-за отсутствия финансирования.

  В начале 2002 г. МЦДО принял Участие в подготовке и проведении международного семинара «Дистанционное образование: структура, методология, кадровое обеспечение, правовые основы» в Институте ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании.

      Международный семинар состоялся в феврале 2002 г. и состоял из двух частей:

 expert meeting информационного аналитического обзора «Дистанционное образование в мире: структура, методология, кадровое обеспечение, правовые основы»; 
 workshop «Разработка образовательных модулей по ИКТ в дистанционном образовании в рамках межсекторального проекта ЮНЕСКО».
   Иностранные участники прибыли из открытых университетов Израиля, Австралии, Танзании, Италии, Великобритании, Канады, стран СНГ. Ректор МГОПУ академик РАО Ю.Г.Круглов принимал участие в семинаре в качестве международного эксперта. Состоялось плодотворное обсуждение актуальных проблем дистанционного образования и использования 8 информационных и коммуникационных форм, методов и средств в образовании.

  Открывая семинар, директор ИИТО ЮНЕСКО академик РАО В.Г.Кинелев подчеркнул, что цель начатой работы видится в том, чтобы содействовать реализации концепции ЮНЕСКО «Образование для всех», «Образование без границ» и «Образование через всю жизнь».

 Директор Межвузовского центра дистанционного образования профессор В.И.Овсянников (руководитель авторского коллектива) доложил участникам expert meeting основное содержание обзора «Дистанционное образование в мире: структура, методология, кадровое обеспечение, правовые основы» (Подробно об этом см. Ovsynnikov V. About Information materials for an IITE Analytical Survey on Distance Education // Distance Education: Structure, Methodology, Staff Development and Legal Aspects (Expert Meeting) IITE (Moscow), March 23-24, 2000).

   Участники семинара сошлись во мнении, что опыт открытых университетов со всей очевидностью свидетельствует о том, что ДО имеет такие потенциальные возможности, которые позволяют эффективно двигаться по пути создания единого образовательного пространства, в котором «Китайская стена» между очной и заочной формами обучения будет разрушена, и мы придем к новому пониманию дидактики образования информационной цивилизации.

  Однако, подчеркнул в своем выступлении В.И.Овсянников, концептуальные вопросы ДО остаются: каковы оптимальные параметры автономии и независимости студента? Как усовершенствовать эффективно двухстороннюю коммуникацию студентов и преподавателя? В какой мере применима ныне концепция «индустриализации»? Каковы социально-психологические особенности обучения в системе ДО и как они должны учитываться при организации учебного процесса?

    Важен так же вопрос: можно ли признать, что наличие множества концепций ДО является свидетельством завершения процесса его теоретического обоснования? Нужна ли единая теория ДО или дело может ограничиваться независимым пониманием его на различных национально-государственных уровнях?

    Если «да», то как примирить сохраняющиеся различные точки зрения?
Если «нет», то в каком направлении должна двигаться теоретическая мысль?

  Все эти вопросы представляются важными в условиях глобализации ДО и формирования единого образовательного пространства. Имеющиеся данные позволяют сделать заключение, что наиболее перспективный путь развития системы дистанционного обучения связан с участием правительств в ее формировании при сохранении академической автономии вузов.

  С 1999 г. важным направлением деятельности МЦДО стала работа по выполнению Межвузовских программ Минобразования РФ.

 В 1999-2000 гг. МНМП «Научно-методическое обеспечение дистанционного образования», на реализацию которой были направлены основные усилия МЦДО. МГОПУ являлся головной организацией, а МЦДО – исполнителем проектов. «Тенденции и перспективы развития дистанционного образования в мире» и «Возможности вузов РФ в предоставлении дистанционных образовательных услуг». Эти проекты разрабатывались совместно с партнерами университета: Центром информационно-аналитического обеспечения дистанционного образования Минобразования РФ, Международным институтом менеджмента (ЛИНК), Современной гуманитарной академией, Московским техническим университетом связи и информатики, Институтом ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании.

   Достигнутые результаты обобщены в информационно-аналитическом обзоре «Состояние, потребности и перспективы развития дистанционного образования за рубежом» и справочнике основных центров ДО в мире, системно представляющем современное состояние ДО и наиболее перспективные новации с точки зрения мирового опыта его развития, деятельность российских вузов и зарубежных образовательных учреждений на российском рынке ДО-услуг.

    Наряду с этим, в рамках проектов был опубликован дайджест «Дистанционное образование в России: постановка проблемы и опыт организации» (под ред. В.И.Овсянникова).

    В 2001-2002 гг. проведены исследования по НТП Минобразования РФ «Создание системы открытого образования».

 Во время работы над проектом, окончательно сложилось понимание необходимости легитимировать понятие ДО, однако мы были против определения ДО, т.к. там можно ограничиться лишь изложением статьи №6 (10) следующим образом:

   Основные образовательные программы осваиваются

 с отрывом от основной деятельности студентов – очно; 
 без отрыва от основной деятельности, дистанционно – очно-заочно (вечерняя форма), заочно, экстернатно; 
 по другим моделям образования на расстоянии, признанным в мировой практике; 
 возможно сочетание различных форм обучения.
   На ряду с этим следовало признать, что ДО не технология, а форма образования. Предлагалось так же разработать общее Положение о формах, методах и средствах образования, особенностях применения электронного обучения.

  С самого начала, еще в рабочей группе 1995 г., мы считали, что не стоит связывать все надежды образования на расстоянии с какой-либо одной из существующих зарубежных форм. Правильнее синтезировать лучшие и приемлемые в наших условиях качества каждой из них и на этой основе выработать новую (комплексную) модель образования. Назовем ее интерактивным, дистанционным, или заочным образованием, т.е. образованием на расстоянии, имея ввиду вариативное, направляемое и контролируемое вузом обучение студентов без отрыва их от основной деятельности, основанное на единстве установочно-консультационных сессий, других видов личного общения обучающих и обучающихся, самостоятельной работы обучающихся, оснащенное полными комплектами электронных УМК, опосредованное информационными и коммуникационными средствами общения и передачи информации.

   Наиболее перспективной видится модель интегрированных форм ДО и очного обучения, в основе которой лежит понятие «степень дистанционности» — перспективной абсолютно новой универсальной дидактической системы XXI в. (См. на обороте).

  В рамках этой же НТП осуществлен проект «Разработка учебного плана и программ повышения квалификации преподавателей вузов для работы в системе открытого образования по технологиям дистанционного обучения» (№ 255). Руководитель проекта: д.и.н., профессор, директор МЦДО МГОПУ В.И.Овсянников.

 В проекте впервые в отечественной практике разработана основа Образовательной программы для включения ученых и преподавателей вузов в процесс формирования локальных (вузовских) и региональных систем открытого и дистанционного образования, эффективного использования виртуальных представительств, системы Интернет, других ИКТ.

 Создание системы подготовки специалистов для работы в условиях информационно-образовательной среды ОО важно в связи с тем, что тенденция к созданию специализированной ИОС, как совокупности региональных ИОС и виртуальных систем вузов, опирающихся на технологии применяемые при ДО, требует выработки единых принципов их построения и подготовки высококвалифицированных специалистов широкого профиля со специализацией по направлениям их профессиональной деятельности.

 Разработка Образовательной программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов для работы в системе ДО стало приоритетным направлением деятельности МЦДО.

    В процессе работы такая программа создана. Она состоит из:

 концепции подготовки; 
базового учебного плана повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов системы образования и преподавателей вузов для работы в системе открытого дистанционного образования с применением т.н. ИКТ; 
пакета учебных программ пропедевтического курса, фундаментальной, практической подготовки специалистов и курсов профессиональной специализации; 
 учебных пособий по всем программам.
Результаты проделанной работы обобщены в специальном Отчете Минобразования РФ и доложены на международных конференциях в Московском государственном университете экономики, статистики и информатики (МЭСИ) по темам «Информационные технологии в открытом образовании» и «Информационные технологии в образовании».

   В рамках конкурсного Проекта Минобразования в 2005 г. МЦДО совместно с Центром ТСО Минобразования РФ подготовили учебно-методическое пособие для подготовки учителей.

    В нем были обоснованы особенности применения современных ТСО, как средств реализации одного из основных принципов дидактики – принципа наглядности. Авторы исходили из того, что докомпьютерные ТСО требуют не только знания их технических возможностей, главное – это 10 владение концепцией визуализации обучения и умение применять их в педагогическом проектировании учебного процесса.

    Значительное внимание в своей деятельности и в вопросах подготовки кадров МЦДО уделял исследованию категории технологизации образования, рассматривая ее как основное средство его модернизации. Результаты исследований в этой области изложены в:

 Овсянников В., Гури-Розенблит С. Технологизация дистанционного образования (общая постановка проблемы). Учебное пособие для системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов. – М., 2002. 
 Монахов В.М. и другие Новая дидактика: технология проектирования современной модели дистанционного образования. Учебное пособие для системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов / Под редакцией В.И.Овсянникова. – М., 2002. 
 Монахов В.М. Введение в теорию педагогических технологий: монография. – Волгоград: Перемена, 2006.
  В книге «Технологизация дистанционного образования» В.И. Овсянников обосновал ряд ее концептуальных принципов. Дальнейшие исследования позволили поставить вопрос о формировании «новой дидактики» электронного обучения. Концепция технологии в образовании получила дальнейшее развитие в книге «Новая дидактика: технология проектирования современной модели ДО» (См. на обороте).

   Большинство авторов в словосочетании «педагогическая технология» связывают процесс и средства обучения. На самом деле и в методике, и в моделях дистанционного образования вопрос о процессуальности обучения оставляет желать лучшего. Выступая в Российской академии образования (2005 г.), В.М. Монахов подчеркнул, что «напрашивается вывод – внимание исследователей не акцентируется на глубинном смысле и фундаментальном значении педагогической технологии. Например, на особенностях перевода замысла преподавателя на язык предварительного проектирования учебно-воспитательного процесса – главного в проекте: структуре и содержании учебно-познавательной деятельности обучающихся; основное их внимание обращается не на методологию технологического целеобразования (целеполагания), как центральной проблеме технологизации, а на педагогическое воздействие преподавателя на обучающегося».

    Новым явлением в деятельности МЦДО стал перевод и адаптация к российской
образовательной традиции учебных курсов зарубежных авторов. Речь идет о специализированных курсах М.Мура и др. «Информатизационные и коммуникационные технологии в дистанционном образовании»; Б.Андрессена и К.Де-Бирк «Мультимедиа в образовании».

   Эти книги были написаны на английском языке в соответствии с Образовательной программой ИИТО ЮНЕСКО. После чего Институт обратился с просьбой к В.И.Овсянникову подготовить его русское издание для системы повышения квалификации преподавателей и специалистов из Российской Федерации и стран СНГ. Курсы были адаптированы с учетом особенностей применяемого в российском образовании понятийного аппарата и традиций использования мультимедиа. Основная работа по курсу М.Мура была проделана Г.Троян под руководством В.Овсянникова.

 Наряду с этим В.И. Овсянниковым были разработаны Методические рекомендации, которые содержат комментарии, уточнения и дополнения к ним. Они направлены на повышение уровня практической подготовки слушателей с учетом дидактических традиций российского образования, что призвано способствовать сравнению различных технологий обучения. Авторы курсов часто применяют понятийный аппарат, и методику преподавания, которые не имеют широкого распространения в отечественной учебной литературе, поэтому значительное внимание в Методических рекомендациях обращается на его дидактическую адаптацию.

   Как и в материалах учебного курса, задания для самостоятельной работы слушателей, приведенные в Методических рекомендациях, отражают трехступенчатую систему обучения, в которой достигается единство теоретической и практической подготовки обучающихся в следующих направлениях.

 Отработка научных основ курсов – изучение фактического материала курсов, выраженного общепринятыми дидактическими понятиями: принципы обучения и 11 метапознания в ДО, дидактические категории, используемые при изучении этих курсов; мультимедиа как наглядные средства обучения; методы применения мультимедийных и электронных средств; оценка качества обучения.
 Выработка практических умений и навыков ДО – у обучающихся как конечных пользователей и разработчиков мультимедийной продукции, пользователей системы Интер