В книге «Технологизация дистанционного образования» В.И. Овсянников обосновал ряд ее концептуальных принципов. Дальнейшие исследования позволили поставить вопрос о формировании «новой дидактики» электронного обучения. Концепция технологии в образовании получила дальнейшее развитие в книге «Новая дидактика: технология проектирования современной модели ДО» (См. на обороте).

   Большинство авторов в словосочетании «педагогическая технология» связывают процесс и средства обучения. На самом деле и в методике, и в моделях дистанционного образования вопрос о процессуальности обучения оставляет желать лучшего. Выступая в Российской академии образования (2005 г.), В.М. Монахов подчеркнул, что «напрашивается вывод – внимание исследователей не акцентируется на глубинном смысле и фундаментальном значении педагогической технологии. Например, на особенностях перевода замысла преподавателя на язык предварительного проектирования учебно-воспитательного процесса – главного в проекте: структуре и содержании учебно-познавательной деятельности обучающихся; основное их внимание обращается не на методологию технологического целеобразования (целеполагания), как центральной проблеме технологизации, а на педагогическое воздействие преподавателя на обучающегося».

    Новым явлением в деятельности МЦДО стал перевод и адаптация к российской образовательной традиции учебных курсов зарубежных авторов. Речь идет о специализированных курсах М.Мура и др. «Информатизационные и коммуникационные технологии в дистанционном образовании»; Б.Андрессена и К.Де-Бирк «Мультимедиа в образовании».

   Эти книги были написаны на английском языке в соответствии с Образовательной программой ИИТО ЮНЕСКО. После чего Институт обратился с просьбой к В.И.Овсянникову подготовить его русское издание для системы повышения квалификации преподавателей и специалистов из Российской Федерации и стран СНГ. Курсы были адаптированы с учетом особенностей применяемого в российском образовании понятийного аппарата и традиций использования мультимедиа. Основная работа по курсу М.Мура была проделана Г.Троян под руководством В.Овсянникова.

 Наряду с этим В.И. Овсянниковым были разработаны Методические рекомендации, которые содержат комментарии, уточнения и дополнения к ним. Они направлены на повышение уровня практической подготовки слушателей с учетом дидактических традиций российского образования, что призвано способствовать сравнению различных технологий обучения. Авторы курсов часто применяют понятийный аппарат, и методику преподавания, которые не имеют широкого распространения в отечественной учебной литературе, поэтому значительное внимание в Методических рекомендациях обращается на его дидактическую адаптацию.

   Как и в материалах учебного курса, задания для самостоятельной работы слушателей, приведенные в Методических рекомендациях, отражают трехступенчатую систему обучения, в которой достигается единство теоретической и практической подготовки обучающихся в следующих направлениях.

 Отработка научных основ курсов – изучение фактического материала курсов, выраженного общепринятыми дидактическими понятиями: принципы обучения и 11 метапознания в ДО, дидактические категории, используемые при изучении этих курсов; мультимедиа как наглядные средства обучения; методы применения мультимедийных и электронных средств; оценка качества обучения.
 Выработка практических умений и навыков ДО – у обучающихся как конечных пользователей и разработчиков мультимедийной продукции, пользователей системы Интернет.
 Фундаментализация знаний, умений и навыков – метакогнитивность в выработке новых знаний и формирование у обучающихся навыков организации учебного процесса с применением E-learning.
   В соответствии с технологией педагогического проектирования учебного процесса структура Методических рекомендаций построена по проблемно-тематическому принципу, что позволяет обучающимся творчески подойти к освоению учебного материала.

    В 2003-2005 гг. разработан Российский портал Глобальной сети дистанционного образования по проекту Национального фонда подготовки кадров России – Global Distance Education Network (GDENET).

   Руководители проекта – генеральный директор ЦИТО А.Густырь и директор МЦДО В.Овсянников.

   Ранее созданный центральный англоязычный сайт GDENET был открыт в 1998 году и расположен в виртуальном портале Всемирного банка (Международного банка реконструкции и развития — http://www1.worldbank.org/disted/). На сайте размещены материалы более чем трехсот источников, послужившие основой для разработки других, региональных узлов сети системы управления базами знаний Human Development Network, известной под названием EducatioNet.

   Глобальная сеть дистанционного образования GDENET — представляет собой сеть Web-сайтов (порталов), содержащих аналитические и дескриптивные материалы и данные по современной теории, методике и эффективной практике открытого и дистанционного образования (ОДО).

   По мнению А.В. Густыря – это новый региональный русскоязычный узел GDENET, делающий доступными, благодаря их переводу и адаптации, документы и данные центрального портала Глобальной сети русскоязычным пользователям в России и других странах и дополняющий их, как и другие узлы, отобранными в соответствии с единой структурой и принципами региональными материалами.

   В 1999-2000 гг. региональные узлы (порталы) GDENET были созданы участниками проекта в Гонконге, Индонезии, Южной Африке, Испании. Русско-язычный проект выполнен Центром интенсивных технологий образования (ЦИТО), при участии МЦДО. Руководители проекта — генеральный директор ЦИТО А.В. Густырь и директор МЦДО В.И.Овсянников.

   Изначально ориентированный на широкий круг возможных пользователей как в России, так и в других странах СНГ, российский портал Глобальной сети, помимо прочего, должен стать качественно новым ресурсом развития единой информационно-образовательной среды и образовательного пространства России и СНГ, укрепления и расширения связей России в области ОДО с новыми и традиционными зарубежными партнерами.

   Тематический раздел портала «Дистанционное образование в России» содержит материалы, позволяющие составить представление о современном состоянии российского дистанционного образования – особенностях развития, понимания и организации открытого и дистанционного образования (ОДО) на государственном уровне и на уровне образовательных учреждений России. (Подробно об этом см. http://cito.ru/gdenet/about).

    С конца 90-х гг. до 2006 г. в ДО стала складываться парадоксальная ситуация: в то время, когда Минобразования РФ втягивалось в тупиковое нормативное регулирование системой ДО.

   Эта система продолжала стихийно развиваться, а специалисты ДО постепенно приходили к его научному пониманию. МЦДО, как уже отмечалось, сформулировавший еще в 1995 г. концепцию системоразвивающего подхода в ДО, в последние годы отстаивал идеи разработки «новой дидактики» и «технологизации» учебного процесса, сущность которых определяется дистанционным образованием, основанном на технологии педагогического проектирования, применения в нем электронных форм, методов и средств. И постепенном переходе к смешанной форме образования, при которой обучающимся предоставляются возможности осваивать 12 образовательные программы от чисто очных занятий до чисто дистанционных форм, методов и средств обучения.

   Во время этой работы с самого начала вызывали сомнение основополагающие понятия этих документов:

  •  идентификация ДО с технологией, а не формой образования; 
  •  правомерность применения понятия «дистанционные образовательные технологии»; 
  •  путаница в понятиях ИКТ и электронные формы, методы и средства; 
  •  целесообразность постановки вопроса о ДО «в полном объеме»; 
  •  смешение понятий «ДО» и «открытое образование» и др.

  Мы же настаивали на включение в документы нормативных документов, регламентирующих учебный процесс при ДО и работу преподавателей. Считали целесообразным еще раз вернуться к постановке вопроса о лицензировании вузов ДО или стандартизации электронных форм, методов и средств, применяемых в ДО. С сожалением приходится констатировать, что по сегодняшний день многое из этого остается не реализованным.

   В 2003-2005 гг. значительное внимание МЦДО уделялось написанию обобщающей
монографии «Начальный курс дидактики дистанционного образования».

   Монография обобщила десятилетний опыт разработки МЦДО основных положений создания дидактической модели ДО. В нее так же включены материалы других вузов. В том числе ЛИНК, ЦИТО и другие. Специалисты ЛИНК под руководством С.А. Щенникова написали завершающий модель монографии, в котором обобщали опыт своей работы.

   В 90-е годы идея разработки «новой дидактики», т.е. дидактики ДО, основанного на E-learning была не популярна в кругах специалистов, на рубеже XX-XXI вв. круг ее сторонников расширился и идеи МЦДО фактически получили признание. Однако в последние годы появилась проблема научного применения дидактики к практике ДО, т.к. многие заявления о важности научного осмысления ДО остаются на уровне декларации. Создалась парадоксальная ситуация: часть тех преподавателей, которая заявляет о важности психолого-педагогического обоснования ДО, мало разбирается в сущности E-learning, а многие специалисты в области E-learning не имеют психолого-педагогического образования. В результате – значительная часть публикаций являются поверхностными и не решают проблему, а практическая деятельность вузов явно не учитывает дидактику ДО..

   МЦДО успешно осуществлял подготовку кадров высшей квалификации: защищены
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук:

  •  преподавателем Владимирского госпедуниверситета Е.Хакубия «Образование взрослых в США»; 
  •  руководителем «Русского проекта» Открытого университета Израиля В.Либин — «Теория и практика дистанционного образования (Открытый университет Израиля)»; 
  • директором Центра интенсивных технологий в образовании А.Густырем «Концептуально-методические основания развития дистанционного образования в системе среднего профессионального образования»; 
  • научным сотрудником МЦДО Ю.Балашовой – «……».

    Проректором МГОПУ В.И.Лазаревым в 2004 г. защищена докторская диссертация «Высшее педагогическое образование без отрыва от основной деятельности: история, современное состояние, перспективы», которая в значительной мере основывается на теоретических построениях МЦДО.

В 2003 г. МГОПУ им. М.А.Шолохова вступил коллективным членом в Международную
академию открытого образования (МАОО) и на его основе была создана Секция психолого-педагогических основ ДО. МЦДО стал рабочим органом Секции, а его директор академик МАОО В.И.Овсянников – Председателем секции.

    Все это явилось неформальным свидетельством признания ранее выдвинутой инициативы МЦДО психолого-педагогического обоснования ДО, как особой дидактической системы, опирающейся на использование электронного обучения. Программа деятельности Секции была опубликована в журнале «Открытое образование».

    В Центре развернулась большая работа по анализу исследований в области психологии ДО и была начата подготовка учебного пособия для специалистов ДО (в связи с расформированием Центра работа приостановлена (См. на обороте).

    Участие в работе общественных организаций законодательных и исполнительных органов.

 После утверждения Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования в России в 1996 г. была проведена конференция в г. Обнинске, на которой были созданы Совет по дистанционному образованию и Совет экспертов ДО при Минобразования РФ. В состав Совета ДО был избран ректор МГОПУ Ю.Г.Круглов; В.И.Овсянников – избран членом Совета экспертом ДО. За истекшие годы Совет ДО неоднократно реорганизовывался, В.И.Овсянников постоянно избирался его членом. 
 В.И.Овсянников входил также в состав рабочей группы Госдумы РФ по разработке проекта «Закона о высшем и послевузовском профессиональном образовании», а впоследствии в состав рабочей группы Совета Федерации по подготовке проекта поправок к законам об образовании в части ДО 
 В декабре 2004 г. В.И. Овсянников вошел в состав Экспертно-консультативного Совета по вопросам электронного обучения, открытого образования и внедрению новых образовательных технологий Комитета Госдумы ФС РФ по образованию и науке. 
 В декабре 2004 г. распоряжением Рособрнадзора (№548-05) создана Экспертная группа для проведения экспертизы и проработки вопросов в сфере контроля и надзора за реализацией образовательной деятельности и применения ДОТ. В.И.Овсянников был принят в состав экспертов. 
 Была разработана специальная программа психолого-педагогических исследований (опубликована в «Открытое образование» — 2004, №2).
    В рамках этой программы научный сотрудник Центра Ю.В.Балашова подготовила обзор исследований отечественных ученых в области психологии ДО «……», а в 2006 г. она сделала доклад о результатах работы Центра «Исследование психологических основ дистанционного образования» на III Всероссийской научно-практической конференции «Образовательная среда сегодня и завтра».

   В 20…г. Ю.В. Балашова защитила канд.диссертацию….

  В 2008 г. были обобщены исследования В.В.Царькова в области психологических проблем дистанционного образования (См. Царьков В.В., Легостаев И.И., Овсянников В.И.

  «Психологические барьеры в обучении и решении задач» — Психолого-педагогические проблемы инновационных порцессов в образовании / М.: МГГУ, 2008