История стран Востока

Овсянников В.И. История стран Азии в эпоху колониализма (XVI – перв. пол. XIX в.) (Курс лекций). - РИЦ МГГУ им. М.А.Шолохова, М., 2014.

 

Уважаемые читатели!

Перед Вами Лекции для тех, кто хочет узнать историю стран и народов Азии несколько больше, чем о том сообщается в учебниках. Узловые проблемы истории этих стран раскрываются с привлечени- ем источников и публикаций известных историков, воспоминаний участников и современников рассматриваемых событий, что, как надеется автор, вызовет у Вас интерес к «живой истории» народов Азии.

Выбор лекционного жанра, а не учебника, связан с тем, что в учебнике от автора требуется по возможности последовательно при- держиваться тематики, предусмотренной учебными программами, устоявшихся взглядов в исторической науке. Это, с одной стороны, ко многому обязывает, а, с другой, отодвигает на второй план лич- ное понимание автором предмета изучения. Это не означает, что данные Лекции претендуют на альтернативное изложение истории. Автор с большим уважением относится к достижениям отечествен- ного востоковедения и учебникам, в том числе, пусть и устаревше- му, но  лучшему  учебнику  прошлого  А.А. Губера,  Г.Ф. Кима, А.Н. Хейфеца, нынешним учебникам Л.Б. Алаева, Л.С. Васильева, А.А. Евдокимовой, А.М. Родригеса.

К тому же, то количество стран, на протяжении того  времени и то количество вопросов, которые предстоит изучить в соответ- ствии с программой при постоянном уменьшении объема лекцион- ных часов, находятся в явном противоречии с возможностью изло- жить их в пределах реального объѐма учебной программы. Такие попытки приводят к тому, что учебники становятся страноведчески- ми и менторскими справочниками, не прививающими интерес к ис- тории, а, наоборот, отталкивающими интересующихся от неѐ. Более плодотворным предоставляется метод рассказа и размышлений, оставляющий студентам возможность сделать окончательные выво- ды самостоятельно.

В предлагаемых Лекциях предметом внимания является фе- номен колониализма Нового времени Всемирной истории. Выделе- ние его из всего массива вопросов, подлежащих изучению, объясня- ется тем, что колониализм привнѐс очень много из системоразру- шающего и системообразующего в историю народов и стран Азии  и

5

стал их «приводным ремнѐм» к современным тенденциям развития человеческого общества, оказал влияние на все стороны жизни Во- стока. Многие современные учѐные стали связывать с колониализ- мом начало эпохи Нового времени в азиатском мире.

В учебном плане автор посчитал целесообразным начать свой курс с освещения положения народов и стран Азии в предколони- альный период, что позволяет наглядно увидеть от чего к чему шло их движение в новых условиях.

В советской исторической науке проблема колониализма де- терминировалась политическими установками Партии и часто спрямлялась вплоть до редукционизма. Охранительное направление науки видело свою главную задачу в критически обвинительной функции, что отражалось на отборе и трактовке материала. Критиче- ский взгляд на формы, методы и последствия колониализма, без- условно, имеет право на существование, но исследователь не должен уподобляться партийному пропагандисту. Его функция – выявление, систематизация и обобщение фактов и явлений истории. Поэтому наиболее плодотворным представляется движение исследователя от изучения истории отдельных стран к сравнительному анализу полу- ченных результатов, что позволяет сделать существенные обобще- ния и выводы, помогающие, в свою очередь, воспринимать историю не по принципу, «что, где, когда» произошло, а проблемно, выделяя узловые проблемы исторического процесса и их истоки. При этом студентам не следует ограничиваться только чтением предлагаемых Лекций, важно продолжить процесс учения самостоятельной поис- ковой работой, углубляющей полученные знания.

Автор постарался освободиться от менторского тона охрани- тельной науки, которая стремилась на все явления и факты наложить печать готовых выводов и оценок, хотелось, как можно больше воз- можности предоставить студентам самим поразмышлять над изуча- емым материалом, а не ограничиваться заучиванием традиционных стереотипов.

С учѐтом того, что страны Азии, сопредельные с границами Российской империи, привлекали еѐ большое внимание, т.к. взаимо- отношения с ними часто затрагивали еѐ государственные интересы, автор посчитал целесообразным раскрыть подробнее отдельные факты этих взаимоотношений, что представляет известный интерес с

6

точки зрения некоторых, остающихся не до  конца  решѐнными до сих пор, межгосударственных отношений.

В Лекциях применѐн дидактический дизайн, т.к. приходится сталкиваться с неумением отдельных студентов читать научную ли- тературу, выделять в ней главное, правильно выражать свои мысли и применять научную лексику, строить устные и письменные выступ- ления. Сделанная в тексте разметка обращает их внимание на основ- ные тезисы и понятия, логику и последовательность изложения ма- териала, помогающие им грамотно излагать свои мысли.

Дидактическая разметка текста заключается в следующем: текст лекций разбит на содержательные сюжеты, отделенные

друг от друга звѐздочками (***) и выделенные полужирно   каждым

первым абзацем (исходный тезис сюжета), указывающим на основ- ное содержание данного сюжета;

каждый сюжет содержит ряд взаимосвязанных вопросов (фрагментов), раскрывающих те или иные явления, факты, события;

основные тезисы сюжета (от 1 до 3) выделены в тексте   курсивом.

полужирными точками (•) обозначена  последовательность

изучения материала, который в случае необходимости уточняется или конкретизируется текстом с галочкой (P);

полужирно  и курсивом выделены  опорные слова и лекс и-

 ческие обороты, на которые студентам следует опираться при усво- ении материала и которые рекомендуется включить студентам в их научный лексикон.

Перефразируя слова известного персонажа фильма «Белое солнце пустыни» можно сказать, что история Востока – дело непро- стое и если Вам, уважаемый читатель, данные Лекции помогут по- нять еѐ превратности, то задачи, поставленные автором, могут счи- таться выполненными, а цели достигнутыми.

 

Всегда Ваш,

В. Овсянников.

 

7

 

РАЗДЕЛ I.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КРУПНЕЙШИХ ИМПЕРИЙ АЗИИ

 В XVI – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII вв.

Курс лекций посвящѐн истории империи Великих Мо- голов, Османской и Цинской империй, Японии периода правления Токугавского сѐгутана.

Выбор для изучения истории именно этих государств объ- ясняется тем, что их народы издревле являлись носителями древ- них своеобразных и устойчивых культур, оказывавших цивилиза- ционное воздействие на другие народы их регионов. Такой выбор не означает, что история других стран не заслуживает внимания. Напротив, каждый народ самобытен по-своему и заслуживает своего места в истории.

Целью лекционного курса  I раздела является:

изучение характерных черт восточных обществ, с которыми они пришли к периоду Нового времени Всемирной истории;

выявление особенностей их государственного  устройства и способа производства;

установление причин кризисных явлений в их социально- экономической жизни.

Обращает на себя внимание, что к началу Нового време- ни Азия во многом превосходила экономический потенциал Ев- ропы, но ко времени начала колониальной агрессии она уже втя- гивалась в застойное состояние, т.к. возможности еѐ эффективной трансформации достигли своего предела.

Задачи изучения указанных стран в Новое время всемир- ной истории определены, исходя из целей курса:

усвоить конкретно-исторический материал и характерные черты, присущие странам Азии, провести их сравнитель- ный анализ;

8

 

выявить факты, свидетельствующие, что традиционное восточное общество доколониального времени являлось продуктом трансформации в предыдущие эпохи;

выявить причины, почему страны Азии не знали частной собственности, и как это отразилось на возникновении своеобразной формы государства – восточной деспотии, ко- торая руководила экономической организацией общества.

При этом следует иметь в виду, что способ производства и производственные отношения в странах Азии испытывали значи- тельное влияние традиций и духовных основ общества, геоклимати- ческих условий, в которых протекала жизнь восточного человека.

Тематический план лекционного курса I раздела

Лекция I.1. Общая характеристика стран Азии и возникно- вение крупнейших империй восточной деспотии Нового времени. Лекция  I.2.     Способ  производства:  аграрные отношения, развитие городов, ремесленного и мануфактурного производства,

торговли.

Лекция I.3. Развитие в странах Азии кризисных явлений, причины их появления.

9

 

Лекция  I.1.

Общая характеристика стран Азии и возникновение крупнейших империй восточной деспотии

Нового времени

 

Страны Азии к началу Нового времени всемирной ис- тории находились на различных уровнях развития (ступенях зрелости). Изучение истории этих стран подтверждает  вывод о том, что каждая из них прошла путь, имевший свои харак- терные черты.

При этом сравнительный анализ истории стран Азии сви- детельствует о наличии у них типологически схожих признаков, а образ жизни населения отличался от характерных признаков и менталитета европейцев, поэтому среди них распространился взгляд на азиата, как на варвара.

* * *

В первой половине XIX в. в западноевропейской науке утвердилось представление о народах Востока, как выпав- ших «за пределы всемирной истории».

Так, Ф. Лоренц в имевшем известность в Европе «Руко- водстве к всеобщей истории» настаивал на том, что Ки- тай и Индия в силу своего изолированного развития не мо- гут и не должны иметь места в истории.

  1. Ему возражал В.Г. Белинский, который вопрошал:

«неужели такое великое явление, как Китай, велико вне истории и без всякого к ней отношения? В.Г. Белинский не мог согласиться с этим, почему и заключил, что «Ки- тай и Индия – страны в высшей степени исторические».

В том же ключе, что и В.Г. Белинский, полемизировал Н.Г. Чернышевский с Г. Боклем, который в своей не ме- нее известной «Истории цивилизации в Англии» утвер- ждал, что в древности только греки имели расположение  к

10

науке. Подобные взгляды, считал Н.Г. Чернышевский, про- истекают от «незнания Востока». Мало того, в ответ на утверждение, что трудно найти народ, совершенно само- стоятельно выработавший свою цивилизацию, Н.Г. Чер- нышевский указывал на Китай. По его мнению «разнооб- разна восточная история».

В оценке истории народов Востока в XIX в. русские пуб- лицисты были единодушны: восточные народы – основатели древних великих цивилизаций, явившихся колыбелью человечества.

Одной из наиболее интересных статей, в которой просле- живаются основные этапы истории Индии, является статья Н.А. Добролюбова «Взгляд на историю и современное состояние Ост-Индии», при работе над которой он изучил специальные исследования, признанные в России и Запад- ной   Европе.   Анализ   достижений    науки    позволил Н.А. Добролюбову сделать вывод о том, что «памятники законодательной и поэтической литературы индийской, превосходящей своей древностью литературы всех других народов, доказывают раннее и богатое развитие цивилиза- ции в Индии».

  1. На древние корни Турции указывал К.Д. Ушинский в статье «Сведения о современном состоянии евро- пейской Турции»; о «древнем великолепии лунной державы» (Китая) писал А.Н. Муравьев в «Письме с Востока в 1849–1850 гг.», древняя Персия вызывала восхищение автора «Воспоминаний о путешествии в Персию».
  2. Заслуживает внимания постановка вопроса о циви- лизации Китая Н. Хмелевским в статье «Отношения европейцев к Китаю». Он не отказывал китайцам в чувстве уважения и считал, что они способны идти по пути   прогресса.   Особо    заострились    рассуждения Н. Хмелевского в связи с привлечением данных антро- пологии. «Несмотря на относительную бедность вы-

 

11

водов антропологии, – писал он, – можно считать научно доказанным уже, что в умственном развитии рас, белой расе вовсе не принадлежит исключительное господство над прочими расами».

  1. Эта мысль была поддержана А.Н. Пыпиным, видев- шим в китайцах «греков и римлян Восточной Азии», ци- вилизация которых «распространилась на дикие сосед- ские племена и покорила их своему влиянию». Но данная оценка не привела А.Н. Пыпина к противопоставлению китайцев другим народам, так как, по его мнению, «все люди одинаковы по свойствам и способностям и возвы- шаются только своим трудом и заслугой».

Такая постановка вопроса неизбежно вела к сопоставлению Китая с Европой и в целом Востока с Европой. Экскурсы в исто- рию восточных стран позволили увидеть противоречие между их прошлым величием и последующим упадком общественного раз- вития. Причина такого превращения виделась многим в застой- ном состоянии восточного общества.

Неподвижность, – по мнению В.Г. Белинского, – натура азиата, поэтому Азия – колыбель человечества  «остановилась на одних начатках, ничего не развила, не усовершенствовала, не довела до конца».

Столь категоричное заявление строго продумано. «Мо- жет быть, считал В.Г. Белинский, что со временем и все части света примкнут к общему развитию человечества, войдут в его историю, но опять-таки не иначе, как через Европу. До сих пор, с незапамятных времен, они коснеют в нравственной непо- движности, непробудным сном спят на лоне матери природы».

Обращают на себя внимание те места в публикациях, ко- торые содержат рассуждения о причинах противоположности Европы и Востока. На первое место здесь выдвигался анализ за- стойных явлений жизни стран Востока.

В.А. Обручев видел его главное отличие от Европы в том, что

12

«Европа проникнута жаждой прогресса, желанием идти вперед. Эти два обстоятельства, – считал он, – могут слу- жить лучшей меркой развития народа: где они есть – там Ев- ропа; где их нет – там Китай».

Различные авторы по-разному понимали взаимодействие развивающейся Европы и застойного Востока, однако все они отрицали оценки западноевропейцев всего восточного как вар- варского.

Крупнейший  знаток  Востока  Отец  Иакинф  (в  миру М.Я. Бичурин) утверждал, что в устройстве Китая есть все то, что есть в европейских государствах, но все это отлича- ется от европейского, и если смотреть на Китай с точки зрения наших понятий и взглядов, то мы его не поймем.

Н. Хмелевский считал Восток полем, «засеянным самобыт- ными туземными семенами и поросшим своей цивилизацией». Поскольку многое в жизни Востока чуждо европейцам,   то,

по его мнению, задача заключается в том, чтобы понять восточ- ную цивилизацию. А это возможно сделать только тому, «кто, веруя в живые силы своей цивилизации, верил в то же время в несокрушимую жизнь всего человечества, в неистощимое богат- ство сил и форм, в нем живущих».

Интересный взгляд на причины «внезапного застоя» в Ин- дии высказал Н.А. Добролюбов, он видел их «в самих принципах, на которых основывалась индийская цивилизация и которые могли возбуждать дух к деятельности только до тех пор, пока они еще должны были бороться с противоположными началами, и пото- му не успели остановиться. Но как скоро они утвердились и были развиты, с фантастическим увлечением, свойственным Востоку, до последних своих результатов, – они неизбежно должны были остановить все попытки любознательного духа и привести к пол- нейшему квиентизму, так ярко выразившемуся в факирстве».

* * *

В учебнике под редакцией А.М. Родригеса поставлены вопросы: «Когда, почему и как отстал Восток?», «Можно    ли

13

говорить об абсолютной деградации производительных сил, или речь идет об относительном упадке в расчете на душу населения к уровню стран Запада?»

Один из авторов учебника – В.А. Мельников, анализируя описания, наблюдения и оценки, имеющиеся в историко- экономической литературе, – пришел к заключению, – «что страны и народы Востока, реализовав в прошлом географиче- ское и историческое преимущество, предоставленное относи- тельно щедрой, хотя и весьма нестабильной и не во всем благо- датной природой, сумели, адаптируясь к ней, освоить (но далеко не полностью подчинить себе) мощные естественные, произво- дительные силы, развив при этом немалые для своего времени материальные, социальные и духовные средства общественного производства и общения).

Речь идет об ирригационных и иных инфраструктурных сооружениях, внедрении разнообразных технических и техноло- гических инноваций (некоторые из них позднее стали достояни- ем западной части ойкумены), сравнительно высоком уровне об- щественного разделения и координации труда, относительно эффективных формах организации производства, впечатляющем уровне развития культуры, искусства, религиозных и этнических систем, отражающих заметный прогресс в эволюции духовных элементов производительных сил».

Из слов В.А. Мельникова и представителей публицисти- ки XIX в. следует, что застойное состояние не родовой при- знак восточного общества, а результат энергичного разви- тия, которое привело материальные и духовные  ценности к их абсолютной зрелости. И, как бы парадоксальным это не казалось, данное обстоятельство стало причиной застоя. Достигнув идеалов, восточные общества исчерпывали ре- зерв дальнейшего движения (развития), что не привело их к эволюции в капиталистические общества.

14

Уместно будет вспомнить А. Тойнби, который вывел фор- мулу движения цивилизаций: возникновение – расцвет – упадок. Восточные общества – яркий пример такой схемы.

Действительно, ныне считается доказанным и общепри- знанно, что Восток не изначально прибывал в застойном со- стоянии, а до XVI в. во многом обгонял Европу в своем развитии.

P Показатели такого положения в достатке содержать- ся в научной и учебной литературе. Поэтому ограни- чимся авторитетным заключением известного востоко- веда Н.А. Иванова. Он однозначно заявлял, что Восток

«обладал собственной линией развития» и из-за отсут- ствия там капитализма «нельзя делать вывод об его от- сталости, исторической неполноценности».

«Надо иметь в виду, – писал он, – что в чисто матери- альном плане в средние века и в начале Нового времени Восток превосходил Западную Европу, прежде всего в военном и техни- ко-экономическом отношении. Лишь в середине XVIII в. Европа догнала Азию по уровню ВВП на душу населения».

По подсчетам ученых Европа отставала от Востока в два–три раза, а первые признаки перехода к интенсивному ведению хозяйства появились на Востоке на 500–700 лет раньше, чем в Европе.

  1. К примеру, в Индии урожайность земледелия со- ставляла 13 центнеров с гектара, а в Западной Европе только 7–8 ц. с гектара.
  2. В Китае в начале XVII в. широкое распространение получили частные мануфактуры.
  3. В странах Востока до середины XVIII в. произво- дилось 77% мирового ремесленно-промышленного производства.

«Европейских путешественников XVIXVII вв., сообща- ет saint-nauki.ru в публикации «Цивилизации Востока в    Но-

15

вое время, – побывавших в Турции, Иране, Индии или Китае, по- ражало обилие товаров высокого качества, населенность горо- дов, богатство правителей. Крестьяне Османской империи в XVI веке жили значительно лучше, чем крестьяне Австрии и Герма- нии. Страны Востока являлись вплоть до начала XIX века по- ставщиками как готовой продукции на Запад, так и сырья, а именно: шелка и хлопчатобумажных тканей, пряностей, юве- лирных изделий и драгоценных камней, кофе и чая, сахара и меди- каментов. И лишь только с XIX века – времени завершения про- мышленной революции, – положение резко изменилось. Могучие некогда цивилизации стали сырьевым придатком и колониями Англии, Франции и даже маленькой Голландии, чей бюджет по- сле окончания наполеоновских войн на 1/3 формировался за счет поступлений от Индонезии. К началу XIX века страны Западной Европы впервые во втором тысячелетии н.э. уверенно опередили по ВВП на душу населения страны Востока».

Таким образом, факт остается фактом: на определенном этапе развития аграрные страны Востока впали в состояние за- стоя, а Западная Европа встала на путь устойчивого прогресса промышленного развития, которое дало импульс развитию и других сфер экономики, что обеспечило ее странам первенство на международной арене.

В чем здесь «загадка истории»?

* * *

Инструментарием исследования исторического движе- ния народов и стран служит периодизация. Однако хроноло- гические постулаты одних ученых, становятся, порой, пред- метом дискуссии для других.

Авторы учебника под редакцией А.М. Родригеса примени- тельно к странам Азии историю Нового времени начинают с вели- ких географических открытий и вторжения европейцев. Такой подход  в  исследовательском  плане,  безусловно,  имеет  право  на

16

существование; он помогает параллельно рассмотреть положение в странах Азии и генезис капитализма в Европе.

Примечательно, что, в основном, все ученые оперируют одними и теми же фактами и явлениями (которые, впрочем, по- стоянно дополняются и конкретизируются), но их трактовка бы- вает, порой, различной, т.к. используются различные критерии оценки, а это ведѐт к рождению различных концептуальных по- строений, поэтому важно, чтобы критерии касались не второ- степенных, а кардинальных явлений жизни общества и государ- ства, определяющих их движение в историческом пространстве и времени.

С этой точки зрения наиболее приемлемым представляет- ся анализ системоразрушающих и системообразующих обще- ство факторов.

Так нижний хронологический рубеж Новой истории стран Азии и Африки связывают с английской буржуазной рево- люцией, т.к. с этого события историография традиционно начина- ет Новое время всемирной истории. Однако это является европо- центристским подходом, т.к. начавшийся в Европе генезис ново- го способа производства, и, вместе с ним, буржуазного обще- ства, никоим образом в то время еще не коснулся стран Азии и, тем более, Африки. На сегодня этот факт считается доказанным.

Поэтому корректнее говорить о положении народов и стран Азии и Африки в новое время, т.е. в эпоху рождения и раз- вития в Европе нового общественного явления в истории челове- чества – капитализма, как системообразующего явления в Евро- пе. Впрочем, следует заметить, что буржуазные отношения и новая идеология зародились в Европе раньше первой половины XVII в.

Вторжение европейцев в Азию само по себе еще не при- внесло новых системообразующих перемен, т.к. военные нападе- ния и грабежи восточных стран во все времена были обычным явлением истории и для покоренного народа, в сущности, было все равно, кто им управляет: собственные правители, пришлые соседи или европейцы. Но со временем европейцы пошли  дальше

17

простого грабежа и торговли, что привело к постепенному раз- рушению традиционных основ общества.

Можно согласиться с К. Марксом, который считал, что англичане произвели в Индии единственную социальную револю- цию, какую когда-либо знала Азия. Но следует иметь в виду, что особенно последствия вторжения сказались в период вмешатель- ства промышленного капитала, стремившегося лишить колони- ального господства торговый капитал и продолжить использо- вание восточных обществ в угоду своим потребностям.

Со временем появления англичан в Азии колониализм эволюционировал по мере развития буржуазного общества в европейских странах. К середине XIX в. этот процесс в Индии и ряда других стран завершился. Формы и методы  колонизаторов за эти годы изменились:

  • от простого грабежа и примитивной колониальной торговли с местным населением до форм и методов, характерных эпохе первоначального накопления капи- тала посредством торговых компаний;
  • в эту эпоху капитализм приступил к выполнению своей «исторической миссии» – разрушению традици- онного восточного общества (К. Маркс);

ü  после этого пришло время промышленников, кото- рые выработали оптимальные формы эксплуатации методами промышленного капитализма: создание рын- ков сбыта фабричной продукции и аграрно-сырьевых придатков, что привело к постепенному упадку торго- вых ост-индийских компаний;

  • завершается процесс колонизации в новое время по- степенным переходом к «созидательной деятельно- сти» европейцев и капиталистической трансформации восточного общества по их образу и подобию посред- ством вывоза капитала и строительства в странах Азии промышленных предприятий и средств коммуни- кации.

18

Эпоха монополистического капитализма в конце XIX в. привела к рождению новых явлений в восточных обществах, ха- рактеризуемых в научной литературе как буржуазно- национальных, и вызревших в начале XX в. в первые революции в ряде стран Азии.

Т.е. можно говорить, что вторая половина XIX в. стала для восточных народов той эпохой, когда они вступили в новое время своей истории и стремились к самостоятельности в фор- мировании основ капитализма.

Очевидно и то, что восточный капитализм рожден не пу- тем естественной эволюции, а был привнесен европейцами и нес в себе черты вторичности (колониальный капитализм).

Результатом этого процесса было втягивание стран Азии в процесс складывания единого мирового капиталистического хозяйства. Страны, включенные в колониальную систему, были превращены из субъектов истории в объекты воздействия на них метрополий.

Взаимосвязь этапов развития капитализма в Европе с трансформацией их колониальной политики обнаруживается во всех странах Азии, где установилось господство англичан или дру- гих европейских колонизаторов, хотя в каждой из стран они часто отличались своими особенностями и частыми проявлениями.

Сравнительный анализ трансформации различных стран свидетельствует, что смена эпох их исторического развития происходит не по одному и тому же, раз и навсегда заданному вектору, она намного сложнее, извилистее и происходит,  порой, в различных временных пределах каждой из них.

  1. Это позволяет говорить о многофакторности исто- рического развития, отрицающего его однолинейность.
  2. При этом совершенно определенно прослеживаются переходные периоды, в течение которых формируются системообразующие факторы.

19

* * *

Многие проблемы, присущие Азии в целом, ярко видны на примере эволюции таких крупнейших государств Восточ- ной Азии, как цинский Китай и токугавская Япония; в Юж- ной Азии – могольская Индия и на Ближнем Востоке – осман- ская Турция.

История их возникновения и последующего развития

раскрывает своеобразие процесса складывания в них гос- ударственности;

большое  значение  в  этом  процессе  занимает завоевание

одних народов другими, подчинение слабых сильными;

показывает, что будущее империй в политическом плане зависело от борьбы двух противоположных тенденций: тен- денции к укреплению централизованного государства и тен- денции к сепаратизму и самостоятельности правителей обла- стей и провинций.

Очевидно, что процессы имеют корни, уходящие в далекое прошлое восточной традиции, наследуя из нее характерные чер- ты систем образования.

* * *

Цинская династия в Китае пришла на смену династии Мин, правившей в Китае с 1363 г. В отличие от Минов Цины были не китайского, а маньчжурского происхождения.

Маньчжурские племена занимали территорию современно- го Северо-восточного Китая и находились в зависимости от свое- го сильного южного соседа, платили ему дань. Со временем маньчжурские племена объединились и стали вести войны с дру- гими племенами и народами, в том числе с Китаем.

В 1643 г. умер первый император Цинской династии Аба- хай и в результате острой борьбы между кланами претендентов на престол его место занял малолетний сын Абахая Фулинь. Фактическая власть оказалась в руках младшего брата Абахая Доргонь.

 

20

Весной 1644 г. маньчжурская армия предприняла очеред- ной поход на Китай, где в это время развернулась крестьянская война под руководством Ли Цзыцена. После того, как под натиском маньчжуров в июне инсургенты покинули Пекин, маньчжуры заняли его. Накануне все генералы и окружение по- кинули императора Чунчжэня и, оказавшись в одиночестве, он повесился в парке на ветке дерева. Но вскоре и армия Ли Цзыче- на была разгромлена, а сам он скончался. Цинская династия была провозглашена наследницей Минов, а Чунчжэню устроили пышные похороны. Императором Китая стал малолетний сын хана Абахая (умер в сентябре 1643 г.) Айсиньгѐро Фулинь (сим- вол правления Шуньчжи), но фактически власть оказалась в ру- ках регентов Доргоня и Цзиргалан.

В ходе дальнейшей борьбы с повстанцами произошло под- чинение первых китайских территорий маньчжурами (этот этап закончился в 1648 г.) Полное подчинение Китая далось маньчжу- рам с большим трудом. Цинской династии пришлось потратить около сорока лет, прежде чем вся территория Китая была ими завоевана.

* * *

Скачать весь текст...