Мотивированное заключение кафедры зарубежной истории МГГУ им. М.А. Шолохова о профессиональной деятельности Овсянникова Валерия Ивановича

   В.И. Овсянников родился в 1950 г. в учительской семье г. Озёры Московской области.

   Окончил МОПИ им. Н.К.Крупской в 1971 г., затем аспирантуру по кафедре новой и новейшей истории. В 1975 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук, в 1991 г. — доктора исторических наук.

  Трудовую деятельность начал преподавателем в педучилище №4 Москвы, награжден почетным знаком «Отличник народного образования». Работал в Академии наук СССР, в Высшей комсомольской школе при ЦК ВКЛСМ.

     В МГГУ работать начал с 1984 г., сначала доцентом кафедры всеобщей истории, с 1989 г. – проректором по научной работе, основатель и директор с 1995 г. Межвузовского центра дистанционного образования до его расформирования в 2009 г. Специальность по образованию – учитель истории. С 2003 г. является действительным членом и академиком-секретарем Секции психолого-педагогических основ дистанционного образования Международной академии открытого образования. Преподавательскую деятельность начал в 1973 г. и с этого времени его научные интересы связаны с проблемой совершенствования высшего образования. Сегодня В.И.Овсянников признанный в системе образования ученый и специалист по подготовке кадров по технологиям дистанционного обучения (ДО), автор теоретических публикаций, способствовавших формированию научного понимания ДО.

   Деятельность В.И. Овсянникова включает три направления: педагогическая и научно-методическая деятельность: теоретическую разработку основ организации открытого дистанционного образования; научно-организационную работу с другими вузами РФ в сфере заочного и дистанционного образования.

Педагогическая и научно-методическая деятельность

  В.И.Овсянников 40 лет преподает новую и новейшую историю стран Азии и Африки, удостоен звания «Почетный профессор МГГУ им. М.А. Шолохова». Добиться значительных успехов в преподавательской деятельности он смог, будучи известным в своей области ученым-востоковедом и методологом. Итогом его научной деятельности в 90-е гг. стал сборник «Избранные историографические произведения» (2000). Им опубликовано более 100 научных работ, в их числе монографии, брошюры, статьи в центральных журналах, учебные и методические пособия для ДО, одобренные не только педвузами, но и историческими факультетами классических университетов.

  С 80-х гг. он разрабатывает проблемно-концептуальный метод обучения, на основе которого им создан ряд оригинальных коллективных учебных пособий и практикумов для студентов, обучающихся на расстоянии без отрыва от основной деятельности, по модели которых создавалась учебная литература и по другим специальностям. В 1984 г. он опубликовал статью «О методике изучения новой и новейшей истории стран Азии и Африки в высшей школе»/Народы Азии и Африки, №3, в которой впервые изложил основы проблемно-концептуального метода, а в 1983 г. увидело свет учебное пособие «Новая история Азии», построенная на основе этого метода.

   С самого начала и до настоящего времени ему присущ новаторский подход к обучению студентов, о чем свидетельствует, изданный им в 2006 г. дайджест его публикаций «Наука и образование: переоценка ценностей».

   Руководимый им коллектив в конце 90-х – начале 2000 гг. в рамках проекта Минобразования РФ разработал также Образовательную программу и учебные пособия (10 наименований) для системы повышения квалификации преподавателей и специалистов в области ДО.

  Под его научным руководством защищены 3 кандидатские и 1 докторская диссертации.

   За заслуги в педагогической деятельности награжден Медалью К.Д. Ушинского.

Теоретическая разработка основ организации открытого дистанционного образования

  В.И.Овсянников в конце 80-х гг. принимал участие в разработке Концепции высшего многоступенчатого педагогического образования, одобренной в 1991 г. Советом Учебно-методического объединения педвузов РФ по подготовке учителей без отрыва от работы и Советом ректоров педвузов РФ (опубликована в ежегоднике «Педагогическое образование без отрыва от работы», 1992 г. № 2). В соответствии с данной концепцией руководимый им творческий коллектив Совета УМО подготовил проект «Положения об организации подготовки и повышения квалификации педагогических кадров без отрыва от производства (опубликовано в указ. еж., 1994 г., № 4). Он входил в состав рабочей группы по разработке Концепции создания и развития единой системы ДО в России (принята Коллегией Гособразования РФ 31.05.95 г.)

   В 90-е – начале 2000 гг. принимал активное участие в разработках научных основ дистанционного образования, ему принадлежит инициатива в разработке ряда рекомендаций по совершенствованию заочного и дистанционного образования для Гособразования СССР и Минобразования РФ. Основные идеи В.И.Овсянникова по этим проблемам изложены им в ряде публикаций, в том числе в брошюре, написанной в соавторстве с А.В. Густырем «Введение в дистанционное образование» 2-а выпуска (2001). В статьях «Заочное педагогическое образование: состояние и перспективы» (Указ. еж., 1991 г., № 2), «Образование без отрыва от производства: опыт организации» (Педагогика, 1995 г., № 1), «Дистанционное образование в России: миф или реальная перспектива» (Педагогика, 1996, № 3), «Исследование психолого-педагогических основ ДО» (Открытое образование, 2004. № 2) и др. Он имеет свою позицию, признанную педагогической общественностью, в вопросах теории и организации самостоятельной работы студентов, обучающихся на расстоянии главные положения которой опубликованы в ряде статей, в том числе «Планирование и организация самостоятельной работы студентов-заочников в межсессионный период (Указ. еж., 1990 г., № 1), «Вопросы организации обучения без отрыва от основной деятельности» (М., 1998), «Заочное и дистанционное образование: близнецы или антиподы» (Дистанционное образование, 2002. № 2) и др. Итогом его многолетней научно-методической работы стала фундаментальная
коллективная монография под его редакцией «Начальный курс дидактики дистанционного образования» (журнал «Педагогика», 2006).

  По заданию Государственного Комитета по высшей школе РФ В.И.Овсянников разработал к заседанию Коллегии 31.05.95 г. проект «Положения о Российском университете дистанционного образования». В основу предлагавшегося им университета были положены лучшие отечественные традиции организации образования на расстоянии и мировой опыт ДО.

  В 90-е гг. много внимания В.И. Овсянников уделял изучению зарубежного опыта дистанционного обучения; в целях внедрения преемлемых для отечественного образования методов такого опыта был подготовлен и издан еще в 1989 г. ИНИОН АН СССР под его редакцией научно-аналитический обзор «Заочное обучение в зарубежных странах: концепции, практика, перспективы» (5 п.л. – первая отечественная публикация по ДО какого контента); в ИИТО ЮНЕСКО – аналитические обзоры «Состояние и перспективы дистанционного образования в мире» (1997 г.), «Дистанционное образование: методология, структура, правовые основы, кадровое обеспечение» (2000 г.), а также с соавторами он опубликовал в МГОПУ аналитические обзоры «Высшая школа за рубежом: системы образования и уровни подготовки кадров», «Высшая школа за рубежом: проблемы выживания в условиях экономического спада» и др. Руководимый им Центр активно сотрудничал с Открытым университетом Израиля, Институтом ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Он неоднократно выступал с теоретическими докладами на международных семинарах в ИИТО ЮНЕСКО и других международных конференциях.

  Принимал активное участие в исследованиях по НТП Минобразования РФ «Научно-методическое обеспечение дистанционного образования» (1999 г.), «Создание системы открытого образования» (2001-2004 гг.), «Модернизация системы образования (2004); НИР «Исследование фундаментальных основ психологии ДО» (2000-2004; 2005). Его исследования способствовали совершенствованию концептуальных основ ОДО и преобразованию ДО из простой технологии передачи информации по компьютерным сетям в научную (дидактическую) систему образования.

  Проблемам совершенствования образования посвящена его публицистическая деятельность, в т.ч. в свое время получили известность его публикации в «Литературной России»: «Всем миром», «Макароны по инструкции», «Белые пятна и черные дыры истории»; научная публицистика отражена в дайджесте «Наука и образование: переоценка ценностей».

   Вклад В.И.Овсянникова в разработку теоретических основ совершенствования ДО признан научной общественностью в системе образования, ему присвоено звание «Заслуженный работник высшей школы».

Научно-организационная работа

   В. И. Овсянников входил в рабочие группы подкомитета по образованию Совета Федерации РФ по подготовке проекта Закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и поправок к закону «Об образовании» в части ДО; являлся членом Координационного Совета Госдумы по ДО, членом экспертной групп Рособрнадзора РФ за реализацией образовательной деятельности с применением ДОТ.

   В 90-е годы В.И.Овсянников являлся заместителем председателя Совета Учебно-методического объединения педвузов РФ по подготовке педкадров без отрыва от основной деятельности и заместителем главного редактора ежегодника «Педагогическое образование без отрыва от работы»; издавал «Библиотеку дистанционного образования»; сотрудничал с другими вузами в качестве директора Межвузовского центра дистанционного образования.

  В свободное время В.И. Овсянников пишет прозу, им опубликован роман «На взлете», сборник повестей и рассказов «Дорога к Храму».